Православный проект «Духовность»

Наши награды

d1 d2 d3 d4
Fest-ZMI-743x1024

14_03_holy-man_2На вопросы отвечает протоиерей Игорь Рябко, заведующий кафедрой богословия Классического приватного университета г. Запорожья

Вопросы о.Игорю можно задать, отправив письмо на электронный адрес нашего проекта:

proekt-duhovnost@mail.ru,

или позвонив по телефону:

+38 (06153) 7 36 67.


«Перед тем как брать благословение на какое-то дело, само дело нужно обсудить с духовником»

Вопрос: Отец Игорь, благословите. Объясните, какую силу имеет благословение священника или епископа? Означает ли благословение непременную удачу в том, на что просишь благословение? Нужно ли обязательно конкретизировать священнику или епископу то, на что просишь благословение?

Прот. Игорь Рябко: Благословение священника или епископа имеет значение то же, что и  молитвенное испрошение у Бога помощи. Когда мы просим благословение, не конкретизируя своей просьбы то, это расценивается как просьба о вспомоществования во всех добрых делах и начинаниях. Если же речь идет о каком-то конкретном деле, то перед тем как брать на него благословение, само дело нужно обсудить с духовником. Благословение, конечно же, не является гарантом исполнения задуманного. Все случающееся с нами дело рук Промысла Божьего. И благословение на любое дело может быть расценено и как просьба о помощи и удаче в предприятии и как просьба о разрушении этого начинания, если оно не угодно в очах Божьих.

«Наша вера не заставляет нас страдать, она дает нам возможность наделять смыслом, те страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь человека на земле»

Вопрос: Я недавно разговаривала с одним человеком, врачом, достаточно интеллигентный умный человек. Он назвал православие «страшной Верой». По сути, говорит он, Ваша вера заставляет Вас страдать, как страдал Иисус Христос. Страдать и унижаться, а не радоваться жизни. И такая Вера обречена. Что Вы скажете на это, отец Игорь?

Прот. Игорь Рябко: Самый главный праздник в Православии это Пасха. Пасхальная радость Вечной жизни наполняет смыслом все то, что происходит с христианином на земле. Апостол Павел пишет «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Этот призыв является алгоритмом, по которому призван жить православный христианин. И слово «радуйтесь» здесь стоить в самом начале. Наша вера не заставляет нас страдать, она дает нам возможность наделять смыслом, те страдания, которые неизбежно сопровождают жизнь человека на земле. И не о унижениях говорить нам Бог, а у высоком достоинстве и величии человека. Понимание ценности человеческой личности впервые в земной мир принес Господь Иисус Христос. Православие также учит нас не унижению, а возвышению над обидчиками, через умение прощать и любить. Надежда, радость и любовь являются нашими спутниками в земном странствии. Что касается слов об «обреченности» такой веры…то это уж слишком глупо и самонадеянно. Хочу напомнить, что Православию уже две тысячи лет. За это время умерли многие их тех, кто пророчествовал его погибель. Были даже такие генсеки, которые обещали последнего «попа» показать по телевизору и даже назначили дату просмотра. Много был сделано и со стороны диавола и со стороны людей, для того что бы эту веру убить. Но она жива, и будет жить до скончания века. Вратам ада не дано ее победить – это слова Иисуса Христа. Ему я верю значительно больше чем вашему врачу, чего и вам желаю.

«У Господа Иисуса Христа была Родина, это страна, где он родился, и мир в котором Он жил»

Вопрос: Есть ли в Священном Писании место, где объясняется слово «Родина»? Можно ли вообще говорить о родине человека, если у самого Христа не было родины, он скитался.

Прот. Игорь Рябко: В синодальном переводе слово «родина», употребляется в всего лишь дважды, у пророка Иезекииля. Дело в том, что само это слово славянского происхождения от слова «род, семья». Синонимом слова «родина» является слово Отечество. Само понятия «родины» имело большое значение в жизни избранного народа. Евреи называли ее по разному —  «земля Отцов», «Израиль». Связь с родом, общим семенем, имела еще большее значение. Евангелисты начинают свои повествования с перечисления родословной Спасителя, что бы показать Его связь со всем человеческим родом. У Господа Иисуса Христа была Родина, это страна, где он родился, и мир в котором Он жил. У Него не было постоянного места жительства, не было своего дома, но это вовсе не значит, что он был космополитом. Господь Сам говорил, что послан к овцам дома Израилева, о тому же учил апостолов посылая их на проповедь.  Его воздыхание о Иерусалиме, детей которого Он хотел не однократно собрать под свои крылья  как курица собирает своих цыплят, также говорят о его глубокой любви к народу среди которого он родился. У апостола Павла есть проникновенные прошение о том, что он  лучше «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» Можно еще  немало приводить примеров любви к Родине и своему народу, которые дает нам Священная История.  История Православной Церкви также изобилует примерами того, что любовь к Родине является одной из самых ярких христианских добродетелей. Святые Ослябля и Пересвет, Дмитрий Донской и Александры Невский защищали Родину с оружием в руках. Но при всей любви к Отечеству и земле предков, христиане также никогда не забывали что их настоящее Отечество находится не на земле, а на Небе, о том, что они призваны к Царству Небесному и должны получить гражданство и ПМЖ в Небесном Иерусалиме. Сочетание любви в земной Родине и Царству Небесному является производными от высшей добродетели, о которой говорил Иисус Христос. Это любовь в Богу и к ближнему.

«Человек может предположить, а уж выйдет так, как Бог расположит»

Вопрос: о. Игорь, объясните слова: «Человек предполагает, а Бог располагает».

Прот. Игорь Рябко: Об этом хорошо повествуется в одной из Евангельских притч. Она рассказывает о человеке, который собрал большой урожай, и думал, что же с ним делать. Дело в том, что его было так много, что он не помещался в закрома. Богач решает старые складские помещения разрушить, а на их месте построить новые, с большей квадратной площадью. После этого богач планировал жить долго, счастливо и беззаботно. Но его планам не суждено было сбыться. Поскольку Бог расположил позицию дальнейшей судьбы богача иначе. Он принял решение забрать душу богача сражу же, после загрузки урожая в новые зернохранилища. Вот так и получается, что человек может предположить, а уж выйдет так, как Бог расположит.

«Краткая молитва часто повторяемая, учит нас непрестанному покаянию, исправлению и упованию на милость Божию»

Вопрос: Почему в молитвах разное количество раз необходимо повторять: «Господи, помилуй»? И сколько раз нужно повторять эти слова каждый день? И почему?

Прот. Игорь Рябко: «Господи, помилуй» — сама древняя молитва на земле. За богослужением и в домашних молитвах мы ее повторяем 3, 12, и 40 раз. Эти числа символизируют полноту. Кроме того, по мысли праведного Иоанна Кронштадтского краткая молитва часто повторяемая, учит нас непрестанному покаянию, исправлению и упованию на милость Божию. С этой целью, в личном молитвенном правиле кроме молитвы «Господи помилуй» можно употреблять и любую другую краткую молитву. Часто употребляемой в Православной традиции является молитва Иисусова:  «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Подойдет для этой цели также и любое молитвенное прошение из Псалмов.

«Счастье  — это состояние духовного гомеостаза, когда в человеке сохраняется постоянство мирного внутреннего состояния души, посредством скоординированных действий, направленных на поддержание внутреннего равновесия»

Вопрос: Батюшка, благословите. Расскажите, как в Священном Писании трактуется счастье? В чем, собственно, счастье человеческое состоит. Если можно, доступным языком расскажите.

Прот. Игорь Рябко: Синонимом слова счастье в Новом завете является слово блаженство. Счастье  — это состояние духовного гомеостаза, когда в человеке сохраняется постоянство мирного внутреннего состояния души, посредством скоординированных действий, направленных на поддержание внутреннего равновесия. Тогда по мысли Лермонтова «и вериться и плачется и так легко легко». Настоящее счастье должно быть постоянным иначе оно не вправе так называться. Т.е оно не должно разрушаться со смертью тела. А значить его можно достичь только в соединении с Богом.

Человеческая душа, в ее нынешнем состоянии, это темный, сырой подвал, в котором водятся грибки, плесень и крысы. А Бог это солнце, теплота и свет который может сделать внутреннее жилище человека уютным и комфортным, выгнать с него всякую нечисть и смрад. Поэтому достижение мира и полноты счастья это, прежде всего, душевно – духовный путь преображения человека. Для его достижения нужна чистая совесть, отсутствие болезней души т.е (греховных страстей) и постоянное присутствие Бога в жизни (в Библии это называется «хождение перед Богом»)

«Целование руки священника относится не сколько к нему самому, сколько к Богу которому этот священник служит»

    Вопрос: Где написано, что священнику нужно целовать руку?

Прот. Игорь Рябко: В Библии не написано об этом нигде, как, впрочем, не написано и много чего другого. Там не написано, что нужно чистить зубы и стричь ногти, например. У Церкви, кроме Священного писания, есть еще и то, что мы называем Священным преданием. Обычай целовать руку священника пришел к нам с дохристианской традиции Востока. И сейчас среди многих восточных народов есть обычай, когда дети целую руку отца в знак приветствия, прощания, благодарности, извинения и при многих других обстоятельствах. Это, прежде всего, знак почтения. Эта традиция была воспринята и христианскими общинами, когда через целование руки духовного отца, человек выражал свое уважение и почтение к нему. Кроме того, целование руки священника относится не сколько к нему самому, сколько к Богу которому этот священник служит. Протоиерей  А.Мень писал, что обычай целовать руку священника напоминает нам о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

«Стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»

Вопрос: Можно ли обращаться к Божьей Матери с одной и той же просьбой много раз? До тех пор, пока эта просьба не исполнится?

Прот. Игорь Рябко: Можно. В одиннадцатой главе Евангелия от Луки Спаситель в форме притчи повествует о человеке, который неустанно просил соседа дать ему хлеба, но тот ему отказывал, ссылаясь на поздний час и то, что дети уснули и двери заперты. Но непрестанная просьба просителя все же побудила его встать и открыть дверь. Притчу Господь заключает словами «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Эти слова Господа прямо говорят о возможности, а часто и необходимости, повторения молитвенных прошений. Эти наставления касаются молитвы вообще, не зависимо от того, к кому она направлена, к Богу, Богородице или святым угодникам Божьим.

 «Узость пути» в Евангельском понимании, это, прежде всего, воздержание от излишеств и неумеренности»

Вопрос: Есть такие слова Спасителя: «Входите тесными вратами». Означает ли это, что в храм необходимо входить обязательно через калитку, а не через большие ворота, т.к. через них вывозят покойников, который отпели?

Прот. Игорь Рябко: Если вы будете таким образом понимать и толковать Священное Писание, то вскоре узость калитки вас может и не удовлетворять и вам придется пользоваться форточкой, вентиляцией и прочими «узкими путями» доступа в церковное помещение. Если Вам последуют, и прочие прихожане, то дайте мне знать, я бы хотел быть свидетелем того, как прихожане собираются на богослужение. Думаю, что это будет одним из самых ярких зрелищ в моей жизни. При дальнейшем использования данной методики экзегезы, после чтения Нагорной проповеди Спасителя, Вам, возможно, захочется сесть годовую подшивку газеты «Правда», которую Вам будет предложено «алкать и жаждать».

Хотелось бы все же уточнить, что «узость пути» в Евангельском понимании, это, прежде всего, воздержание от излишеств и неумеренности, т.е зауживание потребностей плоти,  для того, чтобы расширялся дух. Что же касается траектории следования в храм и из храма живых и усопших, то они могут  полностью совпадать, без всяких негативных последствий, как для первых, так и для вторых.

«Нам нужно, прежде всего, обращать внимание на себя, и на свою совесть, а не выяснить степень греховности других людей»

Вопрос: О. Игорь, скажите, если ты попросил прощение у обидчика искренне, а он тебя не простил, означает ли это, что не простивший тебя человек грешен и будет отвечать за этот грех на Страшному Суде, потому что нужно прощать друг друга?

Прот. Игорь Рябко: Окончательный вывод о том грешен он или нет, принадлежит к компетенции высшего духовного суда Божия. Я могу только предположить, что не хотящий, и не желающий прощать, может быть признан виновным и осужден. Но, я думаю, что нам нужно, прежде всего, обращать внимание на себя, и на свою совесть, а не выяснить степень греховности других людей. Святые Отцы по этому поводу говорили так; «не нужно идти к соседу и плакать над чужым покойником, когда свой в доме смердит». А преподобный Амвросий Оптинский часто повторял «Всяк Еремей, про себя разумей».

«В церкви не такой службы, после которой мы бы могли точно сказать «вот я ее отстоял, или совершил, теперь я безгрешный»

Вопрос: Означает ли соборование очищение от грехов?

Прот. Игорь Рябко: Таинство соборования в церковной традиции направленно, прежде всего на людей которые больны. При этом, больны, более — менее серьезно. Все чиннопроследование елеосвящения говорит о сугубом прошении к Богу об исцелении человека. Притом этот человек «на одре лежащий» и «смертною раною уязвленный». Соборование всех подряд, просто так, для профилактики заболеваний, сводит совершение таинства к бутафории. К сожалению, это не редкое явление в наших храмах. О прощении грехов мы молимся на каждом богослужении, просим об этом во всех молитвенных прошениях. Прощаются  ли грехи при этом, я не знаю. Это зависит от того, насколько искренне мы в них каемся, и насколько усердно с ними боремся. Если человек не лежит на одре болезни, просить Бога о прощении грехов несомненно лучше на литургии, во время утренних и вечерних молитв но не на соборовании. Означает ли соборование очищение от грехов? Нет, не означает. В церкви не такой службы, после которой мы бы могли точно сказать «вот я ее отстоял, или совершил, теперь я безгрешный». Ничего в Церкви не совершается магически, в силу произведенного священнодействия. Действительность таинства зависит от Церкви, а их действенность от самого молящегося, от его веры, молитвы и любви.

«Бог дал нам возможность и право влиять на посмертную участь усопших»

Вопрос: Можно ли просить у Господа простить грехи умершего отца?

Прот. Игорь Рябко: Не только можно, но и нужно. Участь души усопшего человека не является окончательно определенной. Бог дал нам возможность и право влиять на посмертную участь усопших. Средством изменения, или улучшения их состояния, является наша любовь, механизмом – наша молитва. Все что совершается по любви и с верой, всегда приводит к положительным результатам. КПД молитвы тем выше, чем больше любви в сердце по отношению к тому, за кого мы молимся. И, конечно же, у кого будет больше любви по отношению к отцу как не у вас  — его дочери. Поэтому ваш священный долг молится об отце благодаря которому вы увидели свет Божий.

«Формы обращения к Ангелу даны нам в ежедневных молитвенных правилах, а так же в канонах и акафисте Ангелу-Хранителю»

Вопрос: Уважаемый о. Игорь, расскажите, в каких случаях можно обращаться к своему Ангелу-Хранителю и что у него можно просить?

Прот. Игорь Рябко: Примером таких «случаев» являются молитвенные прошения к Ангелу Хранителю, которые даются нам в назидание в утренних и вечерних молитвах. В начале и конце дня, перед любым предприятием, которое вы собираетесь совершить, будь то путешествие, новое дело, начало учебы, торговли или что – либо другое – логично просить Ангела быть рядом с вами  и помогать. Формы обращения к Ангелу даны нам в ежедневных молитвенных правилах, а так же в канонах и акафисте Ангелу Хранителю. При этом нужно не забывать, что возможность участия Ангела Хранителя в нашей жизни и степень его компетенции определяется нами самими. У Ангела Хранителя в значительно большей степени, чем у собаки развит нюх. Только в отличии, от животных он улавливает духовный запах. Ангел Хранитель способен тонко и глубоко обонять как вонь греха, так и благоухание добродетели. Если мы грешим, то от нас тянет зловонием, и он не может к нам приблизиться. Если же живем добродетельно, то запах этой «парфюмерии» влечет Ангела к нам, и он желает находиться рядом.

«Не бойтесь, православные, проволоки паяной, бойтесь лучше греха злосмрадного»

Вопрос: С высоты Вашего положения скажите правду о биометрических документах. Не молчите. Невозможно усидеть на двух стульях сразу, невозможно служить двум господам одновременно. В официальном Церковном документе признайте невозможность для всех православных христиан принятие биометрических документов, недопустимость сдачи биометрических параметров, недопустимость принятия цифровых идентификаторов. Да не отнимет враг у людей Богом дарованной свободы и Богом данного при Крещении имени.

Прот. Игорь Рябко: С низины моего недостоинства могу сказать Вам, раба Божия, следующие. Не паспорта биометрические отбирают у людей свободу Богом дарованную, а грехи тяжкие, нами совершаемые. А ежели Бог даровал имя человеку вечное, то, неужель чиновник Кабмина сможет стереть его своими перстами погаными. Али паяная проволка, власть имеет над рабами Божиими. Того ли вы боитесь родимые, и над тем ли тужите? Признаю и воистину исповедую – невозможно, по глаголу Божию, ничему нечистому войти в Царство Небесное. Если же будет душа чистая и безгрешная, то будь, то хоть Терминатор микрочипами и микросхемами с головы до ног утыканный — получить и ему  гражданство в Небесных обителях. А если будет он, горемыка, воевать и боятся супостатов электронных, трепетать и стучать зубами от страха безумствуя перед ними безумствуя, проклянет его Бог за неверие малодушное.

Не бойтесь, православные, проволоки паяной, бойтесь лучше греха злосмрадного.

«Суд Божий будет «без милости, не оказавшему милости»

Вопрос: Отец Игорь, я такой человек, что мне всех жалко, и, по возможности, стараюсь помочь другим людям, чем могу. Но вот недавно мне сказали, что это — неправильно, потому что Бог специально посылает им испытания за что-то или ради чего-то, и таким образом я вмешиваюсь в волю Божию. Но разве верующий человек не должен быть милосердным и помогать ближним?

Прот. Игорь Рябко: Странная логика у тех людей, которые так вам сказали. Тогда пускай перестают лечить своих детей, помогать доживать престарелым родителям. Врачам вообще нужно категорически запретить оказывать какую либо медицинскую помощь больным, поскольку это явно будет нарушать действие промысла Божия, по отношению к грешникам, которые должны в жизни что-то выстрадать. Правоохранительные органы тоже надо бы разогнать.

Хочу обратить ваше внимание на единственную причту в Новом Завете которая раскрывает принципы, по которым будет судим человек на последнем Страшном суде. Она то, как раз и говорит о том,  что суд Божий будет «без милости, не оказавшему милости». 

14_03_re_holy-man

На вопросы отвечает протоиерей Виталий Юренко, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадского в г. Бердянске

Вопросы о.Виталию можно задать, отправив письмо на электронный адрес нашего проекта:

  proekt-duhovnost@mail.ru,

или позвонив по телефону:

+38 (06153) 7 36 67.


«Мы – просим, а пошлёт Бог удачу или нет, не может полностью зависеть от нашего желания»

— о. Виталий, благословите. Объясните, какую силу имеет благословение священника или епископа? Означает ли благословение непременную удачу в том, на что просишь благословение? Нужно ли обязательно конкретизировать священнику или епископу то, на что просишь благословение?

— Благословение — это призывание Божией благодати на того, кто получает благословение. То есть, священнослужитель, благословляя, тем самым как бы просит у Бога, чтобы Он Сам благословил конкретного человека. Может ли наша просьба гарантировать непременную помощь Божию в каком – то деле? Думаю, что не может. В любом случае всё зависит от Самого Вседержителя и от Его воли. Мы – просим, а пошлёт Бог удачу или нет, не может полностью зависеть от нашего желания. И если мы подумаем, то согласимся, что это скорее хорошо, чем плохо. Если человек просит благословение конкретно на какое – то дело, то, конечно, можно, если это удобно, вкратце рассказать суть этого дела. Но можно брать благословение не на что – то конкретно, а «вообще» или «на добрые дела». По утверждению современных богословов: «Благословением восполняются, обновляются и направляются ко благу жизнь, силы и действия созданий Божиих». В книге Закон Божий можно найти следующую информацию, касающуюся благословения: «Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) — наши духовные отцы: епископы (архиереи) и священники (иереи) — осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Когда мы в храме слышим слова общего благословения: "мир всем" и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения. А чтобы получить отдельно для себя благословение от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя».

«Смирение – это добродетель, противоположная гордыне, это трезвое видение самого себя»

— Отче, благословите. Как понимать "смирение", к которому призывает православие? Означает ли это игнорирование оскорблений в свой адрес, в адрес своих близких?

— В Евангелие  записаны слова Господа Иисуса Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 28 – 30.) Из этого отрывка Священного Писания можно сделать вывод, что для того, чтобы обрести покой душе и пребывать с Богом, человеку необходимо научиться от Христа Его божественному качеству – смирению. То есть смирение – это то, что нам просто необходимо в нашей духовной жизни. Что же это такое? Смирение – это добродетель, противоположная гордыне, это трезвое видение самого себя. По отношению к Богу смирение проявляется в видении своих грехов, надежде только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, в любви к Нему, соединённой с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей, в стремлении подчинить свою волю воле Божией. По отношению к окружающим людям смирение проявляется в отсутствии гнева и раздражения на кого бы то ни было, и в памяти о том, что Бог любит каждого человека, даже того, кого мы считаем не заслуживающим такой любви. Смиренный человек в любых обстоятельствах пребывает в мире с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним. Оскорбления в свой адрес лучше игнорировать. Что касается наших близких, то, по моему мнению, любовь к ним будет проявляться в том, что мы, если это возможно, защитим их от оскорблений.

«Целуя руку священнику, человек как бы целует руку Христа»

— Где написано, что священнику нужно целовать руку?

— Это правило церковного этикета, благочестивый обычай. Целуют руку не все и не всегда. Руку священнику или епископу целуют, когда принимают благословение. В этом случае, как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И мы, таким образом, прикладываемся к невидимой деснице Божией. После окончания богослужения, верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек как бы целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Одновременно этим действием выражается почтение к священному сану. Об этом написано в 1 Послании апостола Павла к Тимофею (глава 5, стих 17): «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Слово «сугубый» обозначает: значительно превосходящий, особенный, исключительный.

«Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь»

— Есть такие слова Спасителя: «Входите тесными вратами». Означает ли это, что в храм необходимо входить обязательно через калитку, а не через большие ворота, т.к. через них вывозят покойников, который отпели?

— Через большие ворота не только вывозят покойников. Когда в храм прибывают святыни, например, чудотворные иконы, их тоже заносят через эти ворота. У больших ворот встречают почитаемых гостей, через них же проходят крестные ходы. А если бы даже через них только вывозили тела усопших, то и тогда через них можно было бы проходить, так как мы знаем, что у Бога все живы. Что касается слов Спасителя, то они записаны в Евангелии от Матфея (глава 7, стихи 13 – 14): «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». У одного из современных богословов можно найти следующее толкование: «Для понимания этих слов Спасителя важно обратить внимание на то, что они были сказаны в конце Нагорной проповеди и представляют как бы ее эпилог. Поскольку эта проповедь содержит сущность всего евангельского учения, то призыв входить тесными вратами и идти узким путем, ведущим в жизнь, означает исполнение всех евангельских заповедей, о которых Господь Иисус Христос говорит в Нагорной проповеди. Широкие врата и пространный путь – образы жизни по стихиям этого греховного мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, лежит во зле (1 Ин. 5: 19). Врата эти «широкие», потому очень удобны для падшего человеческого естества, которое не хочет ни в чем себя стеснять и ни от чего отказываться, хотя путь этот ведет к вечной смерти. Спаситель предупреждает, что жизнь по Его заповедям не является легкой, а представляет собой тесные врата и узкий путь. На этом пути ученик Христов должен духовными трудами очищать себя от грехов, вести неослабную борьбу с порочными навыками и страстями, побеждать разнообразные соблазны мира, ибо «настоящее время есть время борьбы со злом, сражения с виновником зла – диаволом, время скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь время усилий и трудов» (святитель Иоанн Златоуст). По слову святого апостола Павла, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3: 12). На своем узком пути в Царство Небесное христианин должен нести крест, благодушно перенося скорби и бедствия, которые очищают и соединяют с Христом. «Вне креста нет христианского преуспеяния» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Господь в своих поучениях часто заимствует примеры из реальной жизни. В Писании врата и дверь используется как метафоры часто: врата правды (Пс. 117: 19), ворота праведника (Прит. 14: 19), врата смерти (Пс. 9: 14), дверь веры (Деян. 14: 27). Одни врата (двери) ведут к Богу: Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою (Пс. 99: 3–4). Другие – в ад: Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти (Пс. 67: 21).

О тесных вратах Господь говорит дважды. В Евангелии от Луки Он усиливает призыв. Вместо «входите» говорит «подвизайтесь входить», что требует напряжения сил и даже подвига. Этим путем шли и идут истинные ученики Иисуса Христа. Блажен человек, который переносит искушение,

потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1: 12)».

«Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка»

Вопрос: Батюшка, благословите. Объясните, пожалуйста, вот когда мы приходим в храм и молимся Богородице, несмотря на наличие в храме нескольких икон Божией Матери, то это кому мы все-таки адресовываем молитвы? И чем отличается молитва Богородице от молитвы конкретной иконе Божией Матери?

Прот. Виталий Юренко: Вот как в XIX веке святитель Феофан Затворник на понятных для людей его времени примерах объяснил суть того, что такое молитва святым (и Пресвятой Богородице): «Вам, вероятно, приходилось слышать вопрос, как святые слышат молитвы наши, или, может быть, и сами Вы задавали его себе. В ответ на него толкуют-толкуют, а вопрос все остается вопросом. По-моему же, при предположении той стихии выходит: как святые могут не слышать наших молитв? Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат — в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении, в каком там происходит движение. Почему так бывает? Потому что и аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так, что действие такого телеграфа — то наша молитва. Мы и святые — как бы два аппарата однородные; среда, в коей святые и коею окружены души наши,- это проволока. Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на нее, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чем молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приемы молитвенные». Таким образом, когда мы обращаемся с верой к Матери Божьей, то Она, по благодати Духа Святого, слышит наши молитвы. Хотя мы и говорим иногда: «молитва иконе Божией Матери», и такое выражение можно встретить и в богослужебных текстах, но, однозначно, имеется в виду, что совершается молитва Божией Матери перед какой – то конкретной Её иконой. Каждая икона Богородицы имеет свою историю, прославилась определёнными чудесами, и в связи с этим были составлены молитвы, акафисты, службы, в которых упоминается о событиях, связанных с той или иной чудотворной иконой. В этом отличие разных молитв перед разными иконами. Но все они обращены к Матери Божией.

«Молиться Святому Духу нужно перед началом всякого дела»

Вопрос: В каких случаях мы должны обращаться к Святому Духу?

Прот. Виталий Юренко: Молится Святому Духу нужно перед началом всякого дела. Самая известная молитва, обращённая к Духу Святому, третьему Лицу Святой Троицы  — «Царю Небесный…». Мы называем в ней Духа Святого Царём Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: «Иже везде сый и вся исполняяй». Он, как управляющий всем миром, всё видит и, где что нужно, даёт. Он есть «сокровище благих», то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что всё в мире живёт и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своём храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное. Эта молитва произносится в начале вечерних и утренних молитв, других молитвенных последований. От Пасхи до Троицы она заменяется тропарём «Христос воскресе…». Третья молитва на сон грядущим обращена ко Пресвятому Духу. Существуют ещё другие молитвы и акафисты Святому Духу. Мы можем их читать в любое время, когда чувствуем в этом потребность.

«По поручению священника в алтарь могут заходить люди только в том случае, если они в нем совершают какое-либо свое церковное служение»

Вопрос: Что происходит в алтаре во время литургии? И почему женщинам нельзя входить в алтарь? А если женщина все-таки войдет в алтарь, то что делает тогда священник — вымывает его святой водой или закрывает храм на замок?

Прот. Виталий Юренко: Алтарь – особое место в православном храме, отделённое иконостасом. Во время чтения 3 и 6 часов перед литургией в алтаре совершается проскомидия. Эта часть богослужения совершается невидимо для прихожан и как бы сокрыта от всего мира. На ней подготавливается хлеб и вино для совершения литургии. Это одновременно воспоминание и о Рождестве Спасителя в Вифлеемской пещере, и о Его Крестной смерти. Во время самой литургии в алтаре прочитываются записки о здравии и упокоении, священнослужители читают особые, так называемые, тайные молитвы, совершают каждения и другие священнодействия. На престоле в алтаре во время литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми для причащения верующих. Созванный в VII веке Шестой Вселенский собор определил: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря». В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (не священнослужитель) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. В настоящее время по поручению священника в алтарь могут заходить люди только в том случае, если они в нем совершают какое-либо свое церковное служение. В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре. Не думаю, что храм будет закрыт на замок если кто-то без благословения войдёт в алтарь, но мы оказываем особое почтение этому месту из-за его святости.

«Бог слышит молитву, даже если кто-то «не умеет» молиться, не знает никаких молитв или впервые обратился к Богу». 

Вопрос: Уважаемый о. Виталий, что надо делать, чтобы меня услышал Бог и помог?

Прот. Виталий Юренко: Богословы говорят, что Бог обладает таким качеством, как всеведение. Это значит, что Он всё знает. В Евангелии записаны слова Господа Иисуса Христа, обращённые к апостолам: «…у вас и волосы на голове все сочтены». В обычной жизни трудно себе представить, чтобы кто-то точно знал, сколько у него на голове волос. При помощи этого примера Спаситель открыл нам, что существует множество вещей, кажущихся простыми, которых человек не знает, но которые знает Бог. Мы можем не давать себе отчёта в наших мыслях и не замечать каких-то промелькнувших чувств, но Вседержителю известны все движения нашего сердца и ума. Тем более, Господь слышит каждое слово, обращённое к Нему в молитве. Это непреложный факт. Бог слышит молитву, даже если кто-то «не умеет» молиться, не знает никаких молитв или впервые обратился к Богу. Этот факт мы принимаем на веру. Когда ученики Христа попросили Его научить их молиться, то Он сказал им: «…положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Это записано в Евангелии от Луки, глава 11, стихи 5-13. Из этого следует, что для получения просимого кроме веры необходимо в молитве проявлять постоянство.

«Я уверен, что именно Церковь вернула в сознании человечества то достоинство женщине, которым наделил её Творец».

Вопрос: Почему в православной церкви так негативно относятся к женщине?

Прот. Виталий Юренко: Я этого не замечал. Наоборот, многие наши приходы держатся как раз на женщинах. Они становятся старостами, руководят церковными лавками и занимаются церковным хозяйством. Большинство певчих у нас – женщины. Супруги священнослужителей, как их называют, матушки, полноценно участвуют в приходской жизни. Можно вспомнить ещё наши женские монастыри, талантливо управляемые игумениями. Кроме того, наверное, из-за того, что женщины воспринимают мир (как мне кажется) скорее сердцем, чем рассудком, в наших храмах среди прихожан больше женщин, чем мужчин. Конечно, в Православной Церкви женщина не может стать священником или епископом. Но, по выражению современных богословов, тут не столько ущемление прав, сколько забота о женщинах. Я уверен, что именно Церковь вернула в сознании человечества то достоинство женщине, которым наделил её Творец. Философ Аристотель, живший в IV веке до Р. Х. в Греции, утверждал, что мужчина не просто сильнее, умнее и т. д., он качественно лучше, поэтому его природа предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины — быть в подчинении. Согласно законам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.), жена, по большому счёту, являлась собственностью мужа. Хотя и жена и муж имели право на развод, у мужа эти права были несравнимо шире, а жена обязана была хранить верность супругу и после смерти последнего. Даже овдовев, она не могла заключать договоров, вести денежные дела, ставить свою подпись — всё делалось только через опекуна. К людям приравнивались только женщины — жрицы, которые, однако, были строго исключены из семейных отношений. На Древнем Востоке от женщины требовалось абсолютное послушание мужу во всём. Семейные законы были суровы: непокорную жену супруг мог жестоко наказать. Согласно одному древнеассирийскому закону, муж имел право за непослушание, лень или другую вину избить жену, остричь её, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или выгнать из дома. При этом, что бы ни совершил мужчина, никто не мог привлечь его к ответственности, тогда как он мог всё. Например, имел право вернуть бежавшую от его жестокости в родительский дом жену, если она пробыла там более четырёх дней. С появлением христианства всё изменилось. Во II в. по Р. Х., противник христиан Цельс в своём «Правдивом слове», вступая в полемику с христианским учением, которое он обвинял в нравственной и интеллектуальной деградации, недоумевал, как же христиане могут верить, что Бог ниспошлёт на землю Дух, вселив Его в «нечистое» тело женщины. Христианство впервые посмотрело на женщину как на человека, увидело в ней самостоятельную цельную личность, не менее ценную для Бога, чем мужчина. В христианстве женщина перестала быть чем-то нечистым, злым, перестала быть вещью и собственностью мужа. Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак. Именно христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. Евангельская история, вся история христианства свидетельствуют об отличном от языческого отношения к женщине. Так, Христос беседовал и общался как с мужчинами, так и с женщинами. Именно женщины сопровождали Христа на Голгофу в то время, когда ученики оставили Его. Именно женщинам первым явился Христос. Этих женщин, шедших ко гробу Христа с драгоценным миром, чтобы умастить тело по древнему обычаю, христианская Церковь до сих пор чтит, прославляя в неделю жен-мироносиц (вторая неделя после Пасхи). Апостол Павел часто обращается в посланиях к женщинам, приветствуя их как своих сотрудниц. Церковь, почитая Пресвятую Богородицу, мучениц за веру и других святых жен изображает женщину как Мать, подвижницу и сонаследницу вечной жизни.

«Непременное условие для каждого приходящего в храм – не мешать молитве другого прихожанина».

Вопрос: Можно ли просто прийти в храм, когда нет службы и почитать вслух молитвы или это запрещено?

Прот. Виталий Юренко: С одной стороны, это, наверное, возможно. Только этот вопрос обязательно должен решить конкретно настоятель того храма, где Вы собираетесь молиться. С другой стороны, по определению, храм – это место для совместной молитвы. В положенное время в храме совершаются богослужения для всех прихожан. Когда церковь открыта и службы нет, любой человек может в неё зайти. Непременное условие для каждого приходящего в храм – не мешать молитве другого прихожанина. Если бы вдруг в церкви несколько человек одновременно стали читать вслух молитвы (или кем-то произносились бы молитвы неправильно, с ошибками), то это вместо поклонения Богу привело бы к расстройствам и огорчениям. Поэтому в любом храме есть специальные чтецы, которые произносят молитвословия в соответствии с богослужебным уставом.

«Говорят, что святой Николай Угодник отвечает всем, просящим у него помощи»

Вопрос: Объясните, почему именно Св. Николай Чудотворец является самым почитаемым святым? В чем его сила по отношению к другим святым?

Прот. Виталий Юренко: У каждого из нас есть свой святой покровитель. Есть у нас также любимые святые, житие которых мы знаем и поступкам которых мы стараемся подражать. Но, несомненно, самую большую любовь верующие во всём мире оказывают именно святителю Николаю Чудотворцу. Трудно назвать какую-то одну причину этого повсеместного почитания. Наверное, самое главное – это сила его молитв у престола Божия за всех людей. Говорят, что святой Николай Угодник отвечает всем, просящим у него помощи.

Из жития этого святого нам известны следующие факты:

Святитель Николай родился в III в. в городе Патары, Ликийской области (на юге Малой Азии). С самого раннего возраста он удивлял своих благочестивых родителей ревностным стремлением к Богу, подолгу проводя время в молитве. Св. Николай пребывал еще в юношеском возрасте, когда его дядя, епископ Патарский, рукоположил его во пресвитера и при этом сказал: «Блаженно то стадо, которое будет иметь тебя пастырем». После смерти родителей будущий святитель начал раздавать свое наследство, являя к нищим великое милосердие. Узнав о бедственном положении трёх девушек, вынужденных из-за горькой нужды идти на грех, он три раза тайно бросал в окно их жилища узелки с золотом, чем избавил от падения и духовной погибели.

Когда св. Николай отправился в паломничество в Святую Землю, корабль, на котором он плыл, попал в сильную бурю. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Но по молитвам святителя буря умирилась, а матрос был поставлен живым.

Вернувшись в Ликию, св. Николай удалился в монастырь, именуемый Святым Сионом, однако Господь возвестил ему во время молитвы: «Если хочешь получить от Меня венец, прими на себя подвиг служения людям». Покорясь воле Господней, св. Николай ушёл из обители и, водимый промыслом Божиим, пришел в Миры, город Ликийской митрополии, где в то время происходили выборы епископа. Одному из архиепископов в видении был указан избранник Божий — святой Николай. По своему смирению св. Николай отказался от кафедры, но был вразумлён чудесным явлением Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей на него омофор.

Начало святительства Николая совпало с последними гонениями на христиан при Диоклетиане. Он был заключён в темницу, где укреплял духом других гонимых христиан. При воцарении святого Равноапостольного Константина святитель был освобожден из заключения и с новой ревностью распространял и утверждал христианство в Ликийской области. Св. Николай обходил языческие капища в городе Миры и его окрестностях и сокрушал идолов. Несмотря на великую кротость сердца, преблаженный Николай был ревностным поборником исповедания Православной веры. Когда на I Вселенском Соборе (325 г.) еретик Арий стал отрицать Божество Сына Божия, святитель дал лжеучителю пощёчину, за что был лишён сана. Но некоторым из отцов Собора было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю знаки архиерейского достоинства — Евангелие и омофор. Уразумев, что дерзновение святителя угодно Господу, отцы Собора восстановили его в сане.

Ещё при жизни святитель прославился своим милосердием и чудотворениями. Святитель Николай окончил свой земной путь в Мирах и был погребён там в кафедральном соборе. В течение веков слава о его чудесах широко распространилась, и место, где покоились его святые останки, стало центром паломничества для христиан. Но в одиннадцатом веке Мирами Ликийскими овладели сарацины, и мощи святого Николая были спешно и секретно перенесены в Бари, в Италии. Здесь его слава даже возросла. Крипта, в которой находится рака с мощами Святителя, стала настолько известной и посещаемой, что святого стали называть иногда "святой Николай Барский". И сегодня его мощи источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света.

19 декабря Православная Церковь вспоминает преставление святителя Николая. В этот день в 2010 году в Военном городке была совершена первая литургия в храме праведного Иоанна Кронштадтского.

«Хотя освящение и наделяет воду особыми духовными свойствами, оно не меняет её химического состава, поэтому, порча святой воды может иметь, скорее всего, естественную причину»

Вопрос: Благословите, батюшка! Ответьте, пожалуйста, почему вода, принесённая из церкви на Крещение, через несколько месяцев портится? Хранится за образами, квартира освящена, в семье все крещены. Спасибо.

Прот. Виталий Юренко: Действительно, одной из особенностей воды, освящённой на праздник Крещения Господня, является то, что она может в течение длительного времени не портиться. Если же всё-таки святая вода портится, то этому могут быть самые разные причины. Первое, что приходит в голову, это то, что она была каким-то образом загрязнена. То ли сама вода, то ли посуда для хранения не были достаточно чистыми. Так же, я не стал бы держать святую воду в тёплом светлом месте. Хотя освящение и наделяет воду особыми духовными свойствами, оно не меняет её химического состава, поэтому, порча святой воды может иметь, скорее всего, естественную причину. Кроме этого, настоящая христианская жизнь не заключается только в таинстве крещения. Чтобы спасти душу, человеку необходимо ежедневно иметь веру, проявляющуюся в делах. Для полноценной духовной жизни обязательны регулярные исповедь и причащение Святых Христовых Таин, молитва (в том числе, на богослужениях в храме) и Слово Божие.

Если вода испортилась, она не перестаёт быть освящённой. Хотя такую воду нельзя пить, ею можно окропить жилище или, скажем, огород.

«Не нужно забывать, что священник на исповеди является всего лишь свидетелем Тайны Вашего Покаяния перед Богом»

Вопрос: Уважаемый о. Виталий, я не исповедовалась несколько лет, но в храм хожу. Не исповедуюсь потому, что не верю священникам того города, в котором живу, а выезжать куда-то нет возможности. Можно ли считать моё поведение греховным?

Прот. Виталий Юренко: Ваше поведение опасно. Если кто-то сознательно не исповедуется и не причащается несколько лет, то это, несомненно, очень плохо для бессмертной души. Конечно, исповедь – это очень деликатное дело, но я не верю, что в наше время, когда есть множество достойных и мудрых священников, трудно найти кому доверить. Кроме того, не нужно забывать, что священник на исповеди является всего лишь свидетелем Тайны Вашего Покаяния перед Богом, о чём он прямо говорит словами из требника: «аз же точию свидетель есмь». Конечно, батюшка может быть молодым, неопытным, может даже не вызывать почему-то Вашего уважения или доверия, но таинство исповеди должно происходить в его присутствии, так как в данном случае он является, если можно так выразиться, представителем Церкви.

Могу добавить, что, на мой взгляд, не может быть причин не верить всем священникам целого города. Просто иногда силы, не желающие нашего спасения, предлагают нашему сознанию подобные отговорки. Попробуйте во время наступающего Рождественского поста всё-таки поисповедоваться в ближайшем православном храме.

«Бывает, что враги нам даются как благословение, чтобы мы приблизились к совершенству и научились побеждать зло»

Вопрос: Батюшка, объясните, пожалуйста, как и где в Святом Писании говорится, что за врагов и людей, причиняющих зло, надо молиться и желать им добра и благополучия, что только в этом случае они «отстанут»?

Прот. Виталий Юренко: Вот какие слова Господь Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Это записано в Евангелии от Матфея в главе 5, стихи 43-48. Здесь речь идёт о том, что достичь совершенства человек может только пытаясь подражать Божественной добродетели.

Святой апостол Павел пишет в своём Послании к Римлянам (глава 12, стихи 18–21) о том, как победить зло: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Бывает, что враги нам даются как благословение, чтобы мы приблизились к совершенству и научились побеждать зло.

«В наше время молитвы могут составлять богословы и священнослужители»

Вопрос: Кто пишет молитвы? В современном мире их кто-нибудь пишет? Знаю, что есть молитва за подругу. Где ее можно прочитать? И кем она была написана?

Прот. Виталий Юренко: Авторы многих молитв известны. Это: святитель Иоанн Златоуст, святитель Амвросий Медиоланский, св. Макарий Великий, святитель Василий Великий, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие. В наше время молитвы могут составлять богословы и священнослужители, я слышал об одной монахине, которая составила акафист. Существует, так называемая, Синодальная комиссия по богослужению. В её задачи входят редактирование и составление богослужебных текстов и чинопоследований, в частности составление служб и отдельных молитв новопрославляемым святым, принятие решений по сложным календарным вопросам, введение новых текстов в богослужебную практику Церкви на основе церковного Устава и литургической традиции.

Недавно в Интернете появилось стихотворение «Молитва за подругу». Лично мне не удалось выяснить, кто его автор. В этом стихе есть неплохие слова, и он может служить иллюстрацией того, как человек может помолиться Богу. Необходимо молиться с верой, от сердца, открывая свои желания Отцу Небесному.

«В церковных канонах не указывается конкретное количество возможных крестников»

Вопрос: Сколько крестником может быть у человека. Недавно смотрела передачу "пусть говорят". В ней рассказывалось о женщине, которая стала крестной 1000 больным детям, в том числе, и детям, больным СПИДом.

Прот. Виталий Юренко: В обычных условиях, мы с осторожностью и рассуждением подходим к тому, чтобы стать крёстным. По церковным правилам, крёстный вступает с крестником и его родителями в особые отношения, которые называются «духовное родство». Это накладывает на человека серьёзные обязанности. Крёстные родители несут ответственность за своих крестников. В их обязанности входит не только присутствовать на крещении, но после совершения Таинства они должны участвовать в духовном развитии своих крестников, быть их наставниками в Православной вере. Поэтому, от тех, кто собирается стать восприемниками при крещении, требуется не только самим знать Православное вероучение и жить христианской жизнью, но и стать образцом и примером для других. В церковных канонах не указывается конкретное количество возможных крестников, но из — за обязанностей и ответственности, с этим связанными, многие отказываются от этого почётного дела.

Случай, о котором идёт речь, явно исключительный. Действительно, есть христиане, которые принимают в свои семьи десятки обездоленных детей. В данном случае, видимо, женщина, о которой идёт речь, таким образом оказывать помощь этим больным детям.

Thanks: Lifestar