Якутский фотохудожник отец Сергий Клинцов: «Здесь у человека есть всё, чтобы почувствовать себя не центром Вселенной, а маленькой тростью, ветром колеблемой» (+ фото)

Якутский фотохудожник отец Сергий Клинцов: «Здесь у человека есть всё, чтобы почувствовать себя не центром Вселенной, а маленькой тростью, ветром колеблемой» (+ фото)

Мы связались с о. Сергием Клинцовым по интернету, узнав о его очередной персональной фотовыставке, которая состоялась недавно в Москве, в домовом храме Св.Мчц. Татианы при МГУ. Вот уже почти десять лет батюшка путешествует по Якутии с фотоаппаратом. Его фото-истории – это своеобразная летопись Православной Якутии.  Попробуем открыть для себя и мы удивительную духовную красоту людей, живущих на этой никогда не оттаивающей ото льда земле с тысячелетней историей…

Описание: Read More — Уважаемый о. Сергий, около 10 лет Вы занимаетесь фотографией. Каким Вы видите мир православной Веры через объектив фотоаппарата? Почему Вы взялись за фотоаппарат?

— Начну с вопроса о фотоаппарате. Много лет назад, если быть точным – 15 лет, впервые я взял в руки простой фотоаппарат, так называемую «мыльницу», совсем не задумываясь о возможных для меня последствиях. Сначала просто, как и все, фотографировал, что ни попадя. Но однажды, увидев фотографию, сделанную не простым, а зеркальным фотоаппаратом, я понял, что фотография может быть не просто картинкой, а живой иллюстрацией, фрагментом действительности с её глубиной, красотой или убогостью. С тех пор я начал учиться фотографировать, пробуя различные марки фотокамер. И этот процесс продолжается до сего дня. Мир Православной веры очень широк и многообразен: это и храмы с их убранством, будь то новые храмы или старинные, а зачастую попросту разрушенные;  это и красота окружающего нас мира, созданного Творцом. Но больше всего мир Православия наполняют люди – верующие, молящиеся, плачущие, добрые и искренние, отважные и любопытные, знающие азы веры и впервые переступающие порог храма.

— Ваши фотосюжеты связаны с жизнью православной Якутии. В чем, на Ваш взгляд, состоит специфика жизни этого холодного края?

— В Якутию я приехал 12 лет назад я со своей невестой. За эти годы мы на своем опыте поняли, что здешний край совсем не простой. Далеко не каждый может смириться с его суровым климатом, долгими холодными зимами, коротким летним периодом, огромными расстояниями и маленькой плотностью населения. Если говорить просто о специфике жизни здесь, то это  — процесс постоянной борьбы за выживание. Несмотря на шагнувшую далеко вперед техногенность современной цивилизации, живущие здесь люди до сих пор прилагают максимум усилий, чтобы, например,  в их домах было, чем топить печь.

Они должны позаботиться о том, что  летом необходимо накосить много сена, чтобы скот не умер с голоду долгой холодной зимой. Жители многих якутских селений должны постоянно заботиться еще и о том, чтобы в их домах была питьевая вода. Для этого они должны выпиливать ледяные глыбы на местном озере или реке, а затем привезти их и сложить во дворе. И каждый раз, когда захочется попить чайку, нужно сначала дождаться, пока лед растопится от тепла. А где-нибудь в заполярной тундре, где глазу зацепиться не за что вплоть до горизонта, т.к. в округе  — ни деревца, ни кустика, жизнь человека и вовсе всецело зависит от Бога и управляемых Творцом погодных явлений. Тут у человека есть всё, чтобы почувствовать себя не центром вселенной, а маленькой тростью, ветром колеблемой.

— У Православной Якутии – своя особая история. Расскажите о ее ярких страницах, о подвигах новомучеников, людей, посвятивших жизнь возрождению Православной Якутии.

— Якутия вот уже 380 лет является страной православной. Свидетельством тому являются сохранившиеся старинные каменные, а в большинстве деревянные храмовые здания. С первыми казаками и землепроходцами 4 века назад на эту землю ступили и первые священнослужители, окормлявшие духовно первопроходцев и начавшие просвещать местных жителей. Вскоре наряду с возведением крупных поселений началось строительство первых деревянных храмов.

Наиболее яркими страницами из жизни православной Якутии являются периоды деятельности здесь выдающихся личностей: Святителя Иннокентия Московского (Вениаминова), прожившего здесь 6 лет и его соратника протоиерея Дмитрия Хитрова, в последствии с 1870 года — Епископа Якутского и Вилюйского Дионисия (Хитрова), отдавшего служению Якутии более 40-ка лет жизни. Святитель Иннокентий, как и в других местах своего служения, заботился о людях, просвещал, учил строить храмы. С благословения и огромной поддержки Святителя Иннокентия его современник и последователь епископ Дионисий (Хитров) осуществил перевод священных текстов на якутский язык. Читая еще неизданные отчеты и путевые журналы этого миссионера, просветителя якутов, диву даешься, какие трудности и лишения приходилось преодолевать духовенству епархии ради того, чтобы благая весть о Христе могла коснуться каждого. Тысячи пройденных километров на лошадях, оленях, в собачьих упряжках по безжизненной ледяной пустыне, ночуя неделями без крыши над головой, под открытым небом в 50-ти градусный мороз, питаясь чаем и сухарями – вот удел миссионеров 17 – 19 веков.В годы безбожных гонений Якутия стала краем, где сотни тысяч невинно осужденных отбывали свой срок, пребывая в многочисленных лагерях ГУЛАГа, неся непосильный труд в нечеловеческих условиях. Известно, что автотрасса Якутск-Магадан построена узниками на своих же костях. Умерших не хоронили, а закапывали тут же в грунт, на трассе. Сегодня это дорога жизни, обеспечивающая возможность доставки необходимого для жизни в отдаленные уголки Якутии. Несомненно, среди жертв политических репрессий, отбывавших наказание в этих краях, было множество новомучеников и исповедников. Духовенство и благочестивые миряне нашей епархии во главе с Управляющим епархии Преосвященным Епископом Романом трудятся в архивах, разыскивая информацию о личностях невинно осужденных и жизни свои отдавших за веру и отчество наше.

Возрождать духовную жизнь в Якутии практически с нуля в постсоветский период пришлось Преосвященному Герману (Моралину) Епископу Якутскому и Ленскому, ныне Митрополиту Курскому и Рыльскому. В год возрождения Якутской епархии 1993 Епископу Герману пришлось очень трудно, т.к. на просторах такой огромной республики на тот момент он стал единственным священнослужителем, которому приходилось всё делать самому. И службы служить, и петь и читать, и уборкой в храме заниматься, ездить в миссионерские поездки, крестить и совершать требы. Со временем начал рукополагать своих священников, и вот уже к 2004 году, когда его перевели на Курскую кафедру, из 2-х зарегистрированных приходов епархия стала насчитывать до 50-ти, а священников на тот момент служило в Якутии уже до 40 человек.

Шесть лет своей жизни даже до смерти отдал Якутии и Преосвященный Зосима (Давыдов) 2004-2010гг. Ныне его покойное тело похоронено за алтарем Преображенского кафедрального собора Якутска. Владыка Зосима после епископа Иакова (Домского) стал вторым епископом, похороненным на якутской земле.

И вот уже второй год епархией управляет Преосвященный Роман, Епископ Якутский и Ленский. Мудрый, энергичный, смелый, красноречивый – так его «окрестили» якуты, к которым владыка не замедлил после назначения на кафедру приехать в каждый районный центр Республики, дабы скорей познакомиться лично со своей паствой. На сегодняшний день Божьей милостью и заботами владыки Романа епархия насчитывает 60 приходов и столько же священнослужителей.

— Вы руководите миссионерским отделом епархии. Какова специфика миссионерской работы в Якутии?

— Миссионерская работа в нашей епархии осуществляется каждым священником без исключения. Учитывая реалии жизни здесь, нехватку духовенства, зачастую отсутствие храмов и молитвенных помещений, огромные расстояния с небольшой плотностью населения (на 3 млн. кв.км. — населения 980 тысяч человек), всё это диктует нам, помимо служения на основном приходе, сконцентрировать свои усилия на посещении многочисленных приходов, не имеющих своих настоятелей. В Якутии примерно половина зарегистрированных приходов ждет приезда священника полгода, год или два года. И это не значит, что мы не хотим или боимся сложностей. Зачастую, чтобы священнику добраться до миссионерского прихода и вернуться обратно, необходимо потратить на авиабилет 40 тысяч рублей. Дешевле два раза слетать в Москву и вернуться обратно. Такой суммы люди, проживающие  в бедном заполярном поселке Черский или в Белой Горе, или в Чокурдахе, не могут собрать за год, а спонсоры находятся не всегда. Вот и живут православные ожиданием приезда священника. В это время верующие собираются в храме или молитвенном доме и еженедельно совершают молитвенное правило мирянским чином, назначенное священником. А каждый приезд батюшки для них воистину праздник. Люди голодают по истине, Причастию и Исповеди. Некоторые даже говорят – «Вы для нас как боги!». Приходы в епархии разные, есть общины чисто национальные, т.е. состоящие только из якутов. Это тоже накладывает свою специфику миссионерства в этой среде. Важно знание местного языка. Тогда это открывает сердца людей к принятию того, что ты им готов рассказать о Боге. Даже минимальное владение простыми бытовыми фразами на якутском языке в корне меняет дело. В нашем соборе уже год еженедельно совершается Литургия на якутском языке. В 2012 году издан официальный перевод Литургии на якутский язык.Уже несколько лет взращивает будущих священников Якутская Духовная семинария. Впереди у нас еще много трудной миссионерской работы. Но эта работа радостная, потому что люди благодарят Бога и нас за эти труды.

— Вы является фотографом и фоторедактором Епархиальной молодежной газеты и одноименного журнала «Логос». Расскажите об этих изданиях. В чем, по-Вашему, православная журналистика существенно отличается от светской и отличается ли вообще? Как Вы относитесь к массовой культуре?

— Со страниц епархиального издания «ЛОГОС» мы поставили перед собой дерзкую по нынешним временам цель – говорить с молодыми людьми о самых важных для каждого человека вещах: о жизни и смерти, смысле бытия, о том, что делает нас счастливыми, а что причиняет горе, о том, каково высшее предназначение человека. Мы пытаемся достучаться хотя бы до тех, кто ставит перед собой вопросы: «Зачем я родился? Какой будет моя жизнь? Чего я хочу от неё, от себя? И что такое – «Я», что за ним скрывается? Чем я отличаюсь от других? Что делаю и что способен сделать? Почему я живу так, а не иначе? Могу ли я измениться к лучшему? Ради чего я живу – чтобы умереть и быть забытым? А может быть, для чего-то иного, более важного, что открывается там, за порогом смерти? В чём смысл моей, такой неповторимой жизни?»

Конечно, у газеты есть своя, любящая её, аудитория. За последние годы «Логос» посолиднел, потолстел, но главное – обрёл своё лицо, вполне, как считают наши постоянные читатели, симпатичное. Многие из них хранят все номера газеты, дают их читать родным, друзьям, сокурсникам и сослуживцам, отправляют в другие города и даже страны.

Зачастую это издание почти не доходит до главной нашей аудитории – молодёжной. В связи с этим мы открыли сайт в интернете  http://sakhalogos.ru чтоб хотя бы отчасти восполнить этот изъян, с надеждой на то, что материалы газеты, которые от времени не стареют, прочтут сегодняшние студенты.

Мы очень рассчитываем на взаимность или на то, что сегодня называют – «обратная связь». Хочется, чтобы молодые люди стали не только нашими читателями, но и соратниками. Причём мы призываем к общению не столько тех, кто с нами согласен, напротив – спорьте, задавайте вопросы, отстаивайте свою точку зрения, пишите нам.

Я все же фотограф в первую очередь в «Логосе», и к журналистике имею отношение поскольку постольку. Отличие журналистики православной от светской очевидно. Первая старается говорить о ценностях духовных, говоря современным языком, даже если это репортаж, затрагивает извечные темы, хотя бы те, которые перечислены в начале этого ответа. Светская журналистика вынуждена выдавать продукт, о пользе которого не приходится говорить. Главное, чтобы его можно было подороже продать. В погоне за этим, журналист часто идет на сделку со своей совестью.

А что касается массовой культуры, вспоминаются слова Святейшего Патриарха Кирилла – «Мы используем слово «массовая культура», часто не задумываясь о том, что это означает. Нам кажется, что массовая культура — это культура масс. Это совсем не так — культура масс называется «народная культура». Термин «массовая культура» возник в то же самое время, когда появился термин «средства массовой информации». Если народная культура призвана просвещать людей, т.е. в христианском понимании, приближать людей к Богу Творцу, то, по сути, массовая культура — это обратный процесс. Это всегда показатель отступления человечества от Бога. Призвание и назначение истинной культуры — облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции — она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют деградацию личности человека.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.
Thanks: Megamozok